Рекомендуется просматривать сайт в IE4.0 и выше. Приятного просмотра.

Мельников Павел Петрович

 

 

Историю России делали такие как П.П.Мельников. Это была удивительная прослойка русского общества. При одном только слове "инженер" люди вставали. Инженер получал хорошие деньги, имел достойную квартиру, честное имя и добровольных учеников. Инженерная "липа" из стен российских университетов и училищ тогда не выходила. Особенно из Института корпуса инженеров путей сообщений в Петербурге, диплом которого в возрасте 21 года получил вновь поименованный поручик Мельников. Это было спустя всего лишь год после восстания декабристов на Сенатской площади. Из стен Первого технического вуза России вышел не просто инженер, но уже ученый, он "был оставляем при нем в качестве репетитора" (по нынешнему - аспиранта), но пожелал практической деятельности (по периферии, в полях) и весьма успешно ее начал. Через одиннадцать лет в год смерти А.С.Пушкина, а 1937 году он построит "бабушку русских магистралей" - придворную дорогу от Царского Села, до Павловска, на вокзале которого так чудесно взмахивал своей волшебно-музыкальной палочкой Иоганн Штраус.
В 1837 году на Руси официально родился железнодорожный транспорт, и к этому времени 33-летний Павел Петрович Мельников давно уже профессор, его имя - на мраморе доски в его альма-матер, где его всегда ждала кафедра механики. А пока молодой выпускник работает над проектами водных дорог. Особенно привлекателен один из них - так называемая расчистка Волховских порогов с устройством на реке специальной плотины. Реализация проекта позволила серьезно улучшить судоходство на реке Волхов. Затем, в 1830 году, ученый-транспортник работал по улучшению водного пути на Западной Двине в районе Кукенгузенских порогов с тем, чтобы соединить эту большую реку с Ловатью. Попутно Мельников проводит практические занятия по гидростроительству среди соорудителей каналов.
Павла Петровича ждала главная задача его жизни постройка железной дороги между обеими столицами. Уповавший на национальные особенности немцев как лучших механиков, что в принципе верно и в наше время, царь Николай1 к началу строительства сменил министра путей сообщения Карла Толля на Клейнмихеля. Его не смутило то, что новый глава "чугунного движения" до тех пор никогда не видел железных дорог. Зато видел Мельников, и нигде-нибудь, а в Америке, куда был послан "Для наглядности". "Ну, что, брат Мельников, там до сих пор в прериях пастухи грабят почтовые вагоны?" -спрашивал император. - "Грабят, Ваше Величество, хотя железная дорога - лучший колонизатор Америки. Просто поездам надо быстрее ездить". - "Быстрее и у нас надо, то есть прямее, как ты думаешь? С другой стороны - лучше бы через Новгород, поскольку земля наезжена". - "Напрямую труднее, но лучше. Через годы особенно скажется", - ответил Мельников, подумав, но непреклонно. - "Ну и веди дорогу прямо", - с этими словами Николай взял линейку и провел это "прямо" от Москвы до Петербурга. В центре, в районе Бологого карандаш его задел палец.... ну, об этом и школьники слышали, Это было в январе 1842 года. Между прочим, министр финансов России того времени Егор Канкрин вообще был против железнодорожной затеи такого масштаба, заявив, что бездорожье дучше.
Шли друг к другу строительством одновременно, Крафт от Москвы к Питеру, Мельников, имея более болотистый удел, разрезал гнусно-комариную трассу к Белокаменной. Оба инженера были дружны еще с поездки в Америку. Было невероятно трудно с поставками и подрядчиками. Оба изнывали от грубостей и некомпетентности Клейнмихеля.
Но вот дорога построена. 15 августа 1851 года первый паровоз перевез Друг к Другу семеновцев и преображенцев. Настала очередь царя. На первых порах он почти ежедневно гонял паровоз, в Москву с письмами к жене. Однажды обратный поезд не прибыл, и царь повелел Мельникову послать поезд навстречу, "Но связи между ними нет, очень вероятно - они столкнутся!"
- "Ерунда, увидят фонари друг друга - остановятся". Что делать? Мельников поехал сам. За городом, Клин машинисты на крутом повороте успели заметить каждый встречного, но тормозить было уже поздно... Великого строителя и будущего министра МПС спасло только то, что его вагон был прицеплен к тендеру паровоза. Тендер встречного был впереди, машинист и кочегар московского поезда погибли. Царь на эту неудачу не обратил внимания и Клейнмихель был награжден за Николаевскую дорогу, Высшим орденом России, а Мельников с Крафтом получили по "Святой Анне". В последние годы жизни Павел Петрович удалился от дел и поселился в Любани, в сравнительной близости от Чудова - штаба строительства Николаевской дороги. Позади у Мельникова было уже не только российское, но и мировое признание как теоретика и практика основоположника железнодорожного строительства. Он стал почетным членом Петербургской Академии наук и ряда академий других стран. Его разработками строители железных дорог пользуются до сих пор. К 1880 году, году смерти, генерал-инженер П. П. Мельников подытожил и свои благотворительные дела: построил в Любани рядом со станцией храм Петра и Павла, школу для рабочих-путейцев и интернат для сирот погибших на дороге людей, завещав деньги для их обслуживания.
ЛИИЖТ благодаря Мельникову более ста лет назад стал гражданским вузом.

По материалу из газеты Ленинское Знамя 1991г.

 

Вернуться на страницу  ЖЗЛ
назад
 
 
 
     
Design by Andrey A.Sidelnicov © 2001-2005