|
Будущий
инженер и строитель первой железной дороги в России родился
22 июля (3 августа) 1804 года в Москве или в Тульской
губернии. Павел Петрович нигде в своих формулярных списках
не указывал место рождения, а ограничивался лишь словами,
что он "из дворян, крестьян не имеет". Несомненно,
что юному Мельникову кто-то покровительствовал, и он поступает
учиться в Московский благородный пансион Василия Кряжева. |
В 1820 году он
заканчивает обучение в пансионе с отличными оценками. Затем
продолжает образование в Военно-строительной школе путей сообщения.
На выпускных экзаменах в 1822 году П.Мельников показал лучшие
результаты. Все окончившие школу были представлены директору
института путей сообщения А.Бетанкуру. Он заметил юного Мельникова,
хорошо говорившего по-французски и уже владевшего основами строительного
искусства, и … зачислил его на третий курс института.
Окончив институт в 1825 году, Павел Петрович начал преподавательскую
деятельность в должности репетитора, читал лекции по прикладной
механике. В 1839 году профессора Петербургского института путей
сообщения П.П.Мельников и Н.О.Крафт отправились в США для изучения
устройства железных дорог. Эта поездка сыграла важную роль в
решении вопроса о строительстве железной дороги Санкт-Петербург-
Москва.
Среди министров нашлись такие, кто высказался против строительства.
Николай I выслушал их доводы, потом пригласил профессоров Мельникова
и Крафта для беседы:
- Мне говорят, что железная дорога, соединяющая два пункта,
приводит сокращению в три раза времени переезда между ними,
в той же пропорции уменьшается расход переезда ил перевозки.
"Скажите, так ли это?"- спросил Николай I.
- Точно так, государь ответил Мельников.
- А ежели так,
то нет денежной жертвы, которую Россия не могла бы принести
с выгодою и пользою в будущем, чтобы достигнуть таких результатов…
Я намерен поручить приведение в исполнение этого гигантского
сооружения Вам, и прошу Вас сказать, чувствуете ли Вы себя
в силах начать и благополучно довести это дело до конца?
Мельников согласился. Несмотря на несогласии почти всех министров,
первого февраля 1842 года царь подписал Указ о строительстве
Петербург-Московской железной дороги. Управление строительством
было поручено графу П.А.Клейнмихелю, но он переложил все заботы
на Мельникова. Однако когда строительство было завершено,
1851 году Клейнмихель получил высший орден империи, а Мельников
с Крафтом - скромные ордена Святой Анны.
Известен такой случай, в котором раскрывается одна из основных
черт талантливого инженера-строителя - научный подход к решению
проблемы.
Большинство членов комитета по постройке Петербургско-Московской
железной дороги намечало продолжить магистраль через Новгород.
Когда Мельникова спросили, какого он мнения о направлении
дороги, он высказался так: "Дорога должна соединить две
весьма населенные столицы; все движение, как грузовое, так
и пассажирское, будет сквозное. В непродолжительном времени
должны примкнуть к Москве другие дороги со всех концов России;
таким образом, сквозное движение между Петербургом и Москвой
разовьется в несколько десятков раз против настоящего. Было
бы большою ошибкою и неисчислимою потерею в общегосударственной
экономии обречь дальнейшие поколения на уплату 80-ти с лишним
верст, в продолжение целого века или больше, пока прямой расчет
не вынудил бы строить другую, более кратчайшую дорогу от Петербурга
до Москвы".
В 1862 году П.П.Мельникова назначают главным управляющим путей
сообщением, а в 1869 году он подает в отставку и переезжает
в Любань на постоянное место жительства. Здесь он начинает
писать "Сведения о русских железных дорогах" в 4-х
частях. Копия первой части без подписи автора хранится в Центральном
Государственном историческом архиве России. Судьба остальных,
к сожалению, не известна.
В Любани Павел Петрович занимается не только научной работой,
но и благотворительной деятельностью. Чтобы имя строителей
железной дороги осталось в памяти потомков, министр путей
сообщений Павел Петрович Мельников вынес на коллегию МПС предложение
о строительстве железнодорожной церкви. Предложение было поддержано.
Строилась церковь по проекту Тона, это сооружение типично
для Тоновской архитектуры. Постройка велась на добровольные
пожертвования, большую часть которых вложил П.Мельников. Позже
уйдя в отставку с должности министра и поселившись в Любани,
Мельников подарил церкви иконостас. Имя его осталось на памятной
доске, которая была установлена в церкви, где есть имена всех
значительных строителей магистрали- всего 79 человек. В 1867
году в Любани возвели изящную каменную церковь святых Петра
и Павла. На средства П.П.Мельникова были построены школа для
детей железнодорожных рабочих, богадельня для старух и приют
для сирот. Все свои сбережения Павел Петрович завещал Комитету
благотворительных заведений в Любани на их содержание.Семьи
у Павла Петровича не было. Всю свою заботу, нежность, привязанность
он сосредоточил на племяннице, дочери брата Алексея, Варваре
Мельниковой. Мужем Варвары стал сын А.С.Пушкина Григорий.
В 1880 году Павел Петрович Мельников ушел из жизни. Павел
Петрович Мельников был похоронен под алтарем им построенной
церкви, вблизи железнодорожной станции.
У любанского железнодорожного вокзала в 1955 году установлен
бронзовый памятник - бюст П. П. Мельникова работы скульптора
Б. И. Епифанова.
|
На
постаменте начертаны слова: "Мельников Павел Петрович.
1804-1880. Автор проекта и строитель Петербургско-Московской
(Октябрьской) железной дороги, основоположник отечественной
железнодорожной науки".
Останки П. П. Мельникова были перенесены к памятнику. Одна
из магистралей Любани получила наименование- проспект имени
Мельникова.
Сохранился рассказ Константина Ивановича Смирнова, очевидца
его похорон. Вот что он рассказал: "Я хранил Павла
Петровича и хорошо помню этот день. Мне было тогда 11 лет.
В тот солнечный летний день в Любань пришел из Санкт - Петербурга
пришел специальный поезд, на котором прибыли на похороны
провожающие, среди которых было множество генералов и высших
чиновников министерства путей сообщения и других ведомств.
На похороны собралась вся Любань, где не только уважали
и чтили знаменитого генерала - строителя и отставного министра
путей сообщения, но и искренне любили. Похоронная процессия
растянулась на полверсты по дороге от дома Мельникова, стоящего
на горе за рекой Тигодой, по направлению к церкви у железнодорожного
вокзала. По сторонам дороги стояла масса народа, пришедшего
даже из соседних деревень поклониться покойному генералу.
Очень многим людям он делал добро: школа для детей рядовых
железнодорожников, дом для престарелых женщин, приют для
детей сирот были построены в Любани и содержались на средства
Мельникова. Впереди процессии несколько человек несли подносы
с серебряной и медной мелочью и кидали пригоршни монет на
дорогу, где толпы ребятишек их сейчас же подхватывали. Далее
военные несли много венков, за ними шли старшие офицеры
и генералы, которые держали на руках гроб с телом покойного.
За ними ехал катафалк, запряженный четверкой лошадей. А
дальше шли сначала высшие чины (генералитет) с лентами через
плечо и множеством орденов, многие из них были с дамами
в трауре; потом следовали гражданские чины, военные средних
и младших званий и масса простого народа. Позади следовал
духовой оркестр, игравший траурный марш". В церкви
при большой стечении народа была совершена заупокойная служба,
после которой гроб с телом был предан земле под алтарем
церкви. Вскоре на месте захоронения была положена мраморная
плита с надписью: Павел Петрович Мельников 1804- 1880.
|