Церковь состояла
на балансе МПС и содержалась на средства начальника Николаевской
железной дороги. Церковь явилась памятником, в котором
отразилось стремление выразить в архитектуре исторические
и духовные традиции народа. Ступенчатость постройки оказалась
весьма удачным приемом, позволявшим придать ей ту прихотливость
силуэта, которая так нравилась современникам, уставшим
от единообразия классицизма. Как и многие храмы России,
эта церковь за свой век претерпела лишения и невзгоды
и дошла до наших дней в далеко не лучшем состоянии. Были
разрушены, звонницы и купала, исчезли колокола и кресты.
Практически не поддается роспись и внутренняя отделка
храма. В 1930-е годы использовалась она для хозяйственных
нужд. Во время Великой Отечественной войны потеряла крышу,
стены поросли травой и кустарником. И уже всерьез поговаривали
о необходимости ее разобрать, ибо портили эти развалины
вид бурно развивающего города. Обращение нашего общества
к своим корням, к истокам, возражения духовности и гуманизма
сказались и на судьбе этого памятника. Все началось с
визита в центральный музей дороги министра путей сообщения
Н.Конарева, который прослушал рассказ об истории церкви,
о ее сегодняшнем состоянии. Большой знаток биографии П.Мельникова,
его научных трудов, благотворительной деятельности доктор
технических наук профессор ЛИИЖТа М.Воронин поддержал
идею воссоздания памятника- церкви. Нашлись люди пожелавшие
восстановить церковь- памятник строителям первой магистральной
железной дороги. Организовалась церковная община. В 1987
году пришел в храм отец Евгений Бабинцев. Он обратился
в управление Октябрьской железной дороги за помощью. Предложил
восстановить сам храм и его статус, как железнодорожного.
И дорога своими силами восстановила звонницу, четыре колокола,
помогла с отоплением, материалами, оплатила проект реставрации.
В 1996 году в два этапа восстановили купол, такой же,
какой был при Мельникове, и луковицу. В этом же году в
канун праздника Первопрестольных апостолов Петра и Павла
луковицу собора украсил и крест.
|