Рекомендуется просматривать сайт в IE4.0 и выше. Приятного просмотра.

История монастыря основанного прп. Макарием Римлянином.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ РИМЛЯНИНА НОВГОРОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА


 
Немногим сейчас известно, что в Петербургской епархии в 20 км к северо - востоку от города Любани Тосненского района области некогда находился прославленный монастырь, основанный в середине XVI века прп. Макарием Римлянином, новгородским чудотворцем. Первым игуменом обители стал сам подвижник - прп. Макарий.
прп. Макарий

Основанная им обитель, которая прошла сквозь, века, знала годы благоденствия и запустения, одно время она даже была упразднена как монастырь, и затем возродилась в еще более великолепном виде, но вскоре была уничтожена, казалось бы, навсегда, и лежит в настоящее время в руинах, взывая о новом возрождении.
Вспомним житие прп. Макария и историю основанного им монастыря.
Дата рождения Преподобного доподлинно неизвестна, ибо время и враги, приходившие в эти места, истребили летописи. Живо лишь предание, которое, переходя из рода в род, из поколения в поколение, сохранило о нем некоторые сведения. Предание это изложено в целом ряде дореволюционных книжных изданий. Из них мы узнаем, что прп. Макарий родился во второй половине XV столетия в столице католического Запада - Риме, в итальянской семье, от богатых родителей, которые, однако, держались Православия, и сына своего, еще измлада, обучали истинно христианскому благочестию. Они воспитали юношу в чистых правилах православной веры во Христа, которая вкоренилась в его юную душу, а вместе с ней возросла в нем и та божественная любовь, которая привлекла потом к нему многих, ибо "Бог любы есть" (1 Ин.~4,8).
Блестяще образованного юношу ждала завидная будущность на поприще общественном, но он жаждал жизни созерцательной и духовной. Он мечтал жить согласно учению святой Церкви, но католическая церковь не отвечала его чаяниям. С болью в сердце он взирал на религиозную жизнь гордого и заблудшего Рима. Со слезами молил Макарий Бога указать истинный путь ко спасению.
И Господь обратил его духовные очи на Церковь Православную, спасающую, прославленную соборами святых отцов за правоту, непреклонность своих догматов и учения, освященную подвигами великих мужей.
С посохом пилигрима, в ветхой одежде, без средства, надеясь только на Господа, отправился он в далекую неизвестную страну - Святую Русь. Путь его был труден. Много перенес юноша, странствуя, пока, наконец, не достиг земли православной в пределах Великого Новгорода. Благолепие церквей и многочисленных монастырей новгородских, строгая жизнь монашествующих, торжественность и истовость богослужения глубоко поразили пришельца с Запада. Посещая обители, он достиг монастыря прп. Александра на берегах Свири, где игуменствовал еще сам основатель обители. Великий игумен в духовных беседах открыл и разъяснил паломнику, чего жаждала его душа и сердце. Недолго пробыв учеником Александра, он был пострижен им в монашество с именем Макария и, с благословения начальника обители, решил навсегда задориться в келий пустынножительской. Он избрал непроходимые болотные дебри, раскинувшиеся на несколько верст в верховьях рек Мги и Лезны, где позже пролегла граница между Новгородской и Петербургской губерниями. Здесь, на небольшом островке среди топкого болота, на левом берегу Мги, в одной версте от ее русла, поставил Макарий небольшую келию.
Изнуряя плоть и смиряя дух, в строгих подвигах деяния, поста и беспрестанных молитв, отдаленный от мира, незнаемый людьми, питаясь скудной пищей, состоявшей, главным образом, из плодов растений, прп. Макарий прожил немалое время. Для большего умерщвления плоти он носил тяжелые железные вериги, большой железный крест на кованой цепи.
Но не укрыла пустыня великого подвижника, и Господь явил его миру, чтобы привести многих к жизни богоугодной и спасению душевному. Однажды глубокой, ненастной ночью прп. Макарий стоял на молитве. Кто-то постучал в двери келий, умоляя открыть во имя Бога. То были уставшие, изнуренные охотники, которые заблудились в лесах и болотах. Обласкав охотников, Макарий накормил их из своих скудных запасов и после краткой беседы и общей молитвы, благословив, показал выход из болота. Удивлены были охотники смирением и умом пустынножителя, его терпением. Казалось немыслимым, чтобы человек мог жить в окружении болота, из которого поднимались тучи гнуса, уязвлявшего весьма болезненно. Но Преподобный, живя только для Бога, переносил все: голод, жажду, зной летний и зимнюю стужу.
Так люди узнали об убежище прп. Макария, и молва о его святой жизни привела к нему многих, жаждущих от него совета, назидательного поучения и молитв. Он не отказывал в духовной помощи страждущим, известность тяготила его, и подвижник решил покинуть место первоначальных подвигов. За обширным топким болотом, получившим позднее название "Макариевского", он укрылся, избрав небольшое, окруженное густым лесом возвышенное место на левом берегу Лезны, именуемой в летописях Грозной. Здесь построил себе прп. Макарий убогую келию.
Но недолгое время и тут укрывался он от мира. Своими подвигами подвижник привлек к месту своего укрытия особую благодать Божию, являвшуюся местным жителям то в виде столпа огненного, видимого по ночам, то в виде облака благоуханного дыма, вздымавшегося над дебрями лесными и разливавшего благоухание. И жители, проникнув в дебри, с радостью вновь нашли прп. Макария. Многие подолгу не покидали его прибежища, пламенно молили позволить навсегда остаться и вблизи его скромного жилища поставить свои келий.

Не было сил отказать, в этих мольбах и понял прп. Макарий волю Божию. Усердно помолившись, дал он согласие ревнителям подвигов и жизни иноческой ставить свои келии, чем положил начало скиту. Первым игуменом стал сам подвижник, получивший священный сан от Владыки новгородского (им был тогда известный свт. Макарий, впоследствии митрополит Московский). Братией была выстроена небольшая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, что произошло предположительно около 1540 года.

Являя собой пример благочестия, прп. Макарий, который достиг дара прозорливости и чудотворений, твердо шел по пути подвижничества и руководил братией. Незадолго до кончины Преподобный передал управление монастырем одному из учеников и удалился на свой любимый остров, место первоначального подвижничества, и здесь мирно почил о Господе. Было это 15 августа, в самом начале второй половины XVI столетия. С плачем погребли иноки своего главу у левой стены Успенского храма.
Усердием благочестивых жертвователей, вскоре после кончины прп. Макария, была воздвигнута вблизи Успенского храма вторая деревянная церковь во имя Савватия Соловецкого. Благолепие богослужения, строгое отношение к уставу и иноческим обетам, духовное просвещение края и отзывчивость на его нужды были заветом прп. Макария. И завет этот свято исполнялся. Обитель жила замкнуто. Ее игумены не избирались на высокие посты, их не приглашали на собрания духовно-государственные, но верные заветам своего первоначальника, они шли узким путем истинно монашеского подвига.
В нерадостное для Руси Смутное время обитель прп. Макария подверглась общей участи монастырей Новгородского края - нашествию и разорению от врагов. В 1611 и 1615 годах шведские войска под предводительством Делагарди разрушили монастырь; библиотека и рукописи погибли в пламени.
В царствование Михаила Федоровича, в 1628 году, в Макариевской пустыни согласно описи числятся: церковь деревянная во имя Успения Божией Матери, церковь деревянная во имя прп. Савватия Соловецкого и три келии. Игуменом назван Левкий.
В кратковременное правление императора Петра III, Василием Гурьевым, помещиком села Замостье, была выстроена в 1761 году, вместо обветшавшей новая деревянная Успенская церковь с приделом во имя прп. Макария. К этой церкви тогда была приписана церковь свт. Николая Чудотворца в селе Добром, которое отстояло в восьми верстах на юго-восток. В том же 1761 году на островке, где поначалу подвизался прп. Макарий, сооружена была небольшая часовня, которая в последующие годы за ветхостью была заменена более обширной и весьма красивой. Названная в описи 1628 года церковь прп. Савватия Соловецкого позже не упоминается. Вероятно, она со временем обветшала, а на ее восстановление средств не нашлось.
В конце первой половины XVIII века пустынь постепенно пришла в упадок и считалась уже не самостоятельной, а подчинялась Александро-Невскому монастырю в Петербурге. Наступил роковой для Макариевской обители 1764 год, когда она была упразднена как малолюдная и бедная. Дарованные государями земли и угодья, которые, по-видимому, были весьма значительными, хотя и не доходными, отошли казне. Завершилась жизнь обители, которая длилась более 220 лет!
Осталась лишь Успенская церковь - ее обратили в приходскую, определив священника с причтом. Там, где некогда слышалось пение монашеское, зазвучал монотонный голос одного псаломщика. Несколько позже церковь перестала быть и приходской - она была приписана к Никольскому храму в с. Добром, который сам некогда считался к ней приписным.

Долгие годы пустынь пребывала в полном забвении. Пришедшие в ветхость здания обращались в развалины, исчезли следы от келий монашеских. Богослужение совершалось только в дни памяти угодника Божия, да и то по просьбе паломников. Полуразрушенная Успенская церковь одна напоминала о некогда славной обители Макариевской...
Лишь в 1840 году на месте совсем обветшавшей церкви Успения Богородицы иждивением крестьянина с. Ижоры С.-Петербургской губернии Андрея Федоровича Кононова была построена новая деревянная с тем же именем. На колокольне повесили колокола, отлитые в Валдае.

Минуло еще немногим более 20 лет, и сень над ракой обветшала и едва держалась, а крыша на Успенском храме прохудилась и стала протекать, кресты упали... Но вскоре настало время славного возрождения древнего монастыря, упраздненного 130 лет назад. Хотя за эти годы позабыты были имена и деяния смиренных иноков, воспоминания о монастыре всегда жили в памяти народной и всегда называла она монастырем то место, где он некогда стоял.
В декабре 1893 года на имя Высокопреосвященного Феогноста, архиепископа Новгородского и Старорусского (пустынь входила в его епархию), поступило прошение за подписью нескольких тысяч ревнителей веры из Петербурга - ходатайствовать перед Св. Синодом о восстановлении Макариевской пустыни и устроении в ней миссионерского монастыря. Первая попытка этого рода была сделана в 1886 году - при восстановленном монастыре предполагалось открыть дом трудолюбия для бывших заключенных и сельскохозяйственную школу для мальчиков. Но эта попытка не удалась, и лишь 17 августа 1894 года Синод постановил открыть обитель под названием "Воскресенский практически-миссионерский монастырь" с целью противодействовать сильно развивавшемуся в России сектантству.
Настоятелем был назначен иеромонах о. Арсений. В 1896 году построили гостиницу на 16 номеров для приходящих, в 1904 году - часовню в честь преподобного Макария, баню и кузницу, в 1905 - хлебопекарню.
Многое сделал для обители игумен Арсений за 12 лет, в течение которых он управлял монастырем. В 1906 году его сменил иеромонах Кирилл.
В 1926 году игумена монастыря архимандрита Кирилла рукоположили в епископы. В 1929 году Кирилл принял схиму с именем Макария. Игуменом назначили архимандрита Никанора. В то время в монастыре жили и трудились 30-40 монахов. Они молились ранним утром, в течение дня, вечером, работали в подсобном хозяйстве - на огороде, в пекарне, в столярной и часовой мастерских, корчевали лес. При монастыре была библиотека.
Напротив церкви стояла невысокая гора (специально насыпанная) - Голгофа - и крест с распятием Христа. Продолжением главного корпуса являлась каменная церковь архангела Михаила. В трех верстах от обители, в лесу, находилась большая каменная часовня. А в Любани было подворье во главе с игуменом Ферапонтом, которое обслуживали 4-5 монахов.
Подворья Макарьевского монастыря в с. Любань и Малой Вишере появились значительно позднее.
В 1898 году почетный потомственный гражданин (Любани) Григорий Александрович Воронов пожертвовал Воскресенскому Макарьевскому монастырю участок земли "мерою 250 кв. сажен" с жилым домом в с. Любань. Однако дом сгорел. Весной 1900 года на этом месте выстроили новое большое двухэтажное деревянное здание с однопрестольной церковью. На пожертвования жителей был "сооружен приличный иконостас и украшена иконами вся церковь", приобретены все необходимые вещи для освящения храма. 9 сентября церковь освятил архимандрит Алексий.

Закрыта Макариевская пустынь была в 1932 году. На месте Макариевской пустыни было позднее какое-то отделение Свирь-лага.

По статьям из местной периодической печати.

предыдущая

 
 
 
   
Design by Andrey A.Sidelnicov © 2001-2005