Рекомендуется просматривать сайт в IE4.0 и выше. Приятного просмотра.
Константин Андреевич Тон.
 
Константин Андреевич Тон
В семье Андрея Тона было трое сыновей (Александр, Константин, Андрей), которые были отданы на обучение в академию художеств. Все они стали архитекторами, все получили в последствии звание академиков. Среднему брату Константину, суждено было стать ректором академии художеств, автором крупнейших сооружений своего времени, законодателем архитектурной мысли для нескольких поколений. Академия не была привилегированным учебным заведением.

Туда принимали детей ремесленников, мещан, крестьян. Константин Тон, родившийся 26 октября 1794 года, был зачислен в академию в 1803 году. С пяти утра до девяти вечера длился школьный день, безвыходно в стенах академии. Скудные средства, отпускаемые на содержание училища, разворовывались чиновниками. Константин Тон, как полагалось, провел в академии 12 лет. Эти годы были временем расцвета классицизма. Кваренги еще достраивал свои многочисленные здания с неизменным величественным портиком. Воронихин строил Горный институт и Казанский Собор. Захаров - Адмиралтейство. Память о победах 1812-1814 годов над захватчиками- полчищами Наполеона и об их изгнании с Русской земли на долгие годы сохраниться в народе, с нею будут связаны многие страницы творчества Тона. В академии преподавали знаменитые зодчие - классицисты. Архитектурным классом руководил А.Д.Захаров, в 1811 году его сменил Воронихин.
В общепринятой классической манере были выполнены первые несохранившиеся композиции К.Тона - "Великолепная и обширное здание среди сада для вмещения в нем разного рода редкостей" (1811 год) и "План для общественного увеселения жителей столичного города" (1812 год). На старших курсах Тон получает первые награды: вторую серебреную медаль за "Инвалидный дом" и первую серебряную за "Монастырь" (1813 год). В 1815 году - выпускная программа: "Здание сената". Удостоившись второй золотой медали, Тон окончил академию и был оставлен при ней пенсионером, войдя в число 30 выпускников, ожидавших командировки за границу. В июне 1817 года "за недостатком способов сею заведения" академия вынуждена была предложить пенсионерам "присыскать себе приличную способностям своим службу или состояние", но Тон нашел себе работу и оставил академию еще 1816 году. Тон поступил на службу в чертежную при "Комнате для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт- Петербурге и прикосновенных к оному местах". Сведений о том, чем занимался Тон в комитете, найти не удалось. Видимо, он состоял в должности чертежника или архитектурного помощника. Известна лишь одна творческая работа Тона этих лет: он проектирует и строит графу Зубову оранжерею для разведения ананасов, обогреваемую паром, водогрейное устройство одновременно обслуживало прачечную. Связи с академией не порывает, продолжая разрабатывать проекты по программам для соискателей академических званий. Комитет строений и гидравлических работ, возглавляемый инженером А.А. Бетаинуром, имел целью руководство всеми крупными архитектурно- строительными работами столицы. Здесь работали крупнейшие зодчие К.И.Роси и В.П.Стасов. Именно в 1816 - 1818 годах архитекторы комитета разрабатывали проекты основных ансамблей Петербурга - Театральной площади (площадь Островского), Марсово поле, Михайловской площади (площадь искусств). Причастность к крупным градостроительным мероприятиям, которые осуществлял комитет, помогла Тону освоить принципы архитектурной организации городских пространств. Это скажется в последствии в необыкновенной точности, с которой Тон будет вписывать свои постройки в городскую среду. Его творческая индивидуальность формировалась в той среде русской интелегенции, в которой и крепли новые веяния. Жуковский и Карамзин, Крылов, в издании басен которого Оленин принимал горячее участие, ученые, художники, артисты- все они были постоянными гостями Оленина на набережной Фонтанки. Нельзя себе представить, что бы в этом не бывал и молодой архитектор Тон. Поддержка Оленина в последствии оказала огромное влияние на его творческую судьбу. В 1817 году Оленин занял пост президента академии художеств и возобновил заграничное пенсионерство. Перспектива поездки в Италию очень привлекает Тона; проект ярмарки, поданный в академию, он сопровождает просьбой: если труд его "заслуживает внимания совета, удостоить его посылкою, для усовершенствования в художестве, в чужие края на казенном содержании". Шансов на поездку было не много. Однако прошло всего пол года и Тон вместе с художником П.В.Басиным уезжает за границу. За границей Тон провел 9 лет. Выехав из Петербурга в мае 1819 года, через Берлин, Дрезден, Вену он едет в Италию, - она становиться основным местом его работы. Темпераментный, живой, трудолюбивый молодой архитектор берет у страны великого искусства все, что она может дать. Вместе с ним работают другие пенсионеры академии: Глинка, Гальберт, Щедрин, Басин. В 1824 -1828 годах Тон посвящает себя исследовании комплексов руин на Панатинском холме в Риме. До возращения в Россию Тон почти не занимался практическим проектированием. Его биографы упоминают особняк, построенный им в Швейцарии по частному заказу; он пробует силы в трудном конкурсе на проект застройки восточной стороны Дворцовой площади в Петербурге. В декабре 1928 года Константин Тон вступил на родную землю. Согласно установленному порядку, для получения звания академика полагалось исполнить работу по заданной программе. Итак, 28 декабря 1830 года К.Тону и его коллегам были присуждены звания академиков (Тону за предоставленные им проекты реставрации античных памятников). Спеша пополнить состав преподавателей, Оленин обошел установленный порядок выполнения программы на профессорскую должность, такой проект К.Тон сделает только в 1832 году. Так началась педагогическая деятельность Тона, продолжавшаяся 40 лет. Сразу по приезде архитектор начал и творческую работу. Первый заказ он получил от Оленина: проект перестройки парадных залов академии художеств. В том же 1829 году Тон одерживает победу в конкурсе на проект академической церкви. Вторая, решающая судьбу Тона творческая победа была связана проектированием церкви Великомученицы Екатерины в Коломне. В сентябре 1831 года К.Тон и А.Брюллов получили квартиры в деревянном "ректорском" флигеле академии по третьей линии Васильевского острова. Расцвет деятельности К.Тона падает на 1830-1850 года. Пристань на Неве у академии художеств, церкви в Петербурге, его пригородах и других городах, три железнодорожных вокзала, крупнейшее сооружение середины века в Москве - Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец, восстановление древних зданий, казармы и инвалидные дома, частные дома и памятники - таков диапазон его творчества. По проекту Тона был создан иконостас Казанского собора в Петербурге. Приступая к выполнению программы на соискание профессорского звания в 1832 году, он просит у совета академии разрешение заменить заданный ему проект монастыря, проектом храма Христа Спасителя, только что исполненным им в "Русском - византийском стиле".
В конец 1830-х годов К.Тон в рассвете творческих сил. 1838 году он назначен главным архитектором на строительстве Большого Кремлевского дворца. Участвует в конкурсе на проект памятника на Куликовом поле. Проектирует дома. 27 ноября 1837 года Оленин приказывает Тону отправится в Псков для осмотра Кремля и составления проекта его реставрации. Созданное Тоном архитектурное направление вошло в историю под названием "русско - византийского".
1840 году К.А.Тону поручили составление атласа образцовых проектов крестьянских строений для различных частей страны. В короткий срок - менее чем в пол года - он разработал 89 проектов жилых, общественных построек и служб для села. К.Тону принадлежит часть проектирования и строительства первых в России железнодорожных вокзалов. Царскосельский вокзал был скромным одноэтажным зданием, в начале деревянное, оно в 1849 - 1852 годах было заменено на каменное, построенным так же по проекту Тона. Его вокзалы оказались настолько удобны по планировке, что смогли нормально действовать многие десятилетия, не смотря на рост интенсивности движения. Для Николаевского (Московского) вокзала в Петербурге было выбрано удачное место - на центральной магистрали города, Невском проспекте, на границе активно освоенной части города. У вокзала образовалась одна из крупных площадей. Корпус вокзального здания в плане следует за ломанной красной линией площади, согласно традиционному для Петербурга принципу "фасадного строения". Вокзал был построен в 1844- 1851 годах.
Пристань со сфинксами, сооружена на Неве перед зданием академии художеств в 1832-1834 годах по проекту Тона. Пристань фланкирована двумя статуями египетских сфинксов и двумя высокими бронзовыми светильниками. В 1851 году закончилось строительство главной магистрали России Петербург - Москва.
Чтобы имя ее строителей осталось в памяти потомков, министр путей сообщений Павел Петрович Мельников вынес на коллегию МПС предложение о строительстве железнодорожной церкви. Предложение было поддержано. Строилась церковь по проекту Тона, это сооружение типично для Тоновской архитектуры. Постройка велась на добровольные пожертвования, большую часть которых вложил П.Мельников.

Вернуться на страницу  ЖЗЛ

 

 
 
 

 
   
Design by Andrey A.Sidelnicov © 2001-2005