|
Своим
путем, не похожим ни на какие другие, шел к вершине своего
мастерства художник-гравер В. В. Матэ.
Он родился 23 февраля 1856 года и некоторое время жил
в небольшом имении в окрестностях Любани, принадлежавшем
его отцу.
|
Когда Матэ был еще
подростком, семья переехала в Петербург. Жизнь юного Матэ проходила
в крайней нужде. В реформатском училище, куда его отдали родители,
он впервые начинает рисовать. В 1870 году Матэ поступает в рисовальную
школу, учится у известного в то время иллюстратора Р. Жуковского,
выдающегося гравера по дереву Л. А. Серякова, ставшего впоследствии
академиком-ксилографом. Именно в эту пору Матэ решает посвятить
себя трудному искусству деревянной гравюры.
После успешной сдачи экзаменов Матэ в 1875 году поступает в
гравюрный класс Академии художеств. Благодаря огромной работоспособности
ему удается за пять лет выполнить более ста работ - портретов
и гравюр-репродукций, каждая из которых отличается большим художественным
вкусом и техническим совершенством.
Весной 1880 года Матэ едет за границу, в Париж, где поступает
в мастерскую известного европейского ксилографа репродукционной
гравюры Адольфа Паннемакера. Он овладевает искусством резцовой
гравюры, офортом.
В собрании Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
в Москве хранятся пробные оттиски офорта Мусоргского. На одном
из них написано: "Моя первая работа на меди. В. Матэ".
После возвращения в 1884 году из-за границы в Петербург Матэ
много работает, выполняет репродукции для книжных изданий, журнала
"Всемирная иллюстрация".
В 1889 году Академия художеств избирает его академиком. И в
жизни и в искусстве Матэ всегда стремился к правде и справедливости.
Будучи преподавателем школы технического рисования, он выражал
горячее сочувствие ученикам, возмущенным событиями Кровавого
воскресенья 9 января 1905 года.
До конца своей жизни Матэ был предан нелегкому искусству художника-гравера.
"Как музыкант берет чужие произведения и дает как бы новое
сжатое музыкальное произведение,- отмечал Матэ,- так и гравер
укрощает сложную симфонию красок и передает ее в черном и белом
и только в двух красках вызывает богатство светотени и колорита".
|