Рекомендуется просматривать сайт в IE4.0 и выше. Приятного просмотра.

Немного истории.

 

Неофициальный сайт города Любань.

 
 

Красивое и ласковое слово "Любань". Так зовётся городок, что раскинулся на берегах небольшой реки Тигоде. Живописные места окружающего. Любань красива в любое время года, весной - цветут сады, она становится белой, летом - утопает в зелени и цветах, осенью - в золотом убранстве листопада, зимой - тихо укутана снегом.
Городок этот расположен на трассе С-Петербург - Москва.
История его уходит в глубь веков. По данным государственного архива Новгородской области Любань уже упоминается в новгородской писцовой книге Водской пятины за 1499-1500гг.
Расположена в районе реки Тигоды, которая течёт среди песчаных и суглинистых древнеозёрных образований. Земли Любанской округи никогда не отличались особым плодородием, поэтому её жители занимались лубяным промыслом - из бересты плели корзины, лапти, короба, кухонную утварь. От слова "ЛУБ" и происходит название этого старого поселения.
В1500г. селение Любань состояло из двух дворов и своеземцева селения - шести дворов. Кроме лубяного промысла, жители занимались земледелием и торговлей. С развитием торговли, появилась необходимость в создании и совершенствовании дорог. Резко изменяется судьба Любани с началом строительства новой столицы России в 1703году.
По указу Петра 1 в этом же году были изготовлены описные книги, в которых указывались селения, через которых будет устроена "ямская гоньба" от С-Петербурга до Москвы.
2 января 1711г. был учреждён почтовый путь между С-Петербургом и Москвой проходящий через Любань.
На тракте появились селения - ямы, жители которых на своих лошадях должны были перевозить почту, грузы, должностных лиц. Ямы располагались на расстоянии 10-15км. друг от друга. Самая большая станция находилась в деревне Померанье, здание его сохранилось до нашего времени.
По этому тракту из Петербурга в Москву и обратно ехали многие известные люди России: А.С.Грибоедов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.Г.Белинский, А.Н.Радищев (посвятивший отдельную главу Любани, в своей книге "Путешествие из Петербурга в Москву").
Весной 1843 года между Петербургом и Москвой началось строительство первой в мире железнодорожной магистрали.
Автором проекта железной дороги был Павел Петрович Мельников, который стал начальником северной дирекции строительства. Северная часть строительства железной дороги была от Знаменской площади в Петербурге до реки Коломенец на Валдае. Длинна северного участка пути составляла 288 вёрст. Ещё не сошёл снег с полей, а из дальних губерний по грязным весенним дорогам потянулись к месту строительства железнодорожного пути тысячи крепостных крестьян. И уже к весне1847г. на отдельных отрезках Северного участка строительства открылась движение поездов. Дорога строилась одновременно с двух сторон и вступала в строй постепенно.

Вид вокзала и дэпо  (оно слева, круглый купол)

В 1849 году через Любань прошёл первый пассажирский поезд, а осенью состоялось официальное открытие первой крупной железнодорожной магистрали России, соединившей две её столицы - Петербург и Москву. Железная дорога значительно изменила облик сельской Любани - начинается разработка и вывозка природных богатств Любанского края - леса, торфа, глины, продолжает развиваться торговля. Одним из видов промысла в Любани было и есть - выращивание цветов на продажу. Издавна городом цветов называют Любань, а известный Ленинградский поэт А.Чепуров писал: "В дощатом городе Любани к перрону вынесли цветы… ".
Вид вокзала

Заслуги П.П.Мельникова в области строительства железнодорожных путей огромны. Он создал русскую школу строителей железных дорог, написал десятки научных работ. По его инициативе и на его средства в Любани была построена школа для детей низкооплачиваемых рабочих, интернат для сирот, дом для престарелых женщин.
В 1867 году рядом с вокзалом была построена церковь. Железная дорога уже действовала более 15 лет, преобразился и центр Любани. Примечательно, что церковь была названа именами апостолов Петра и Павла, совпадающими с именем и отчеством Мельникова. При входе в церковь были установлены мемориальные доски, на которых были запечатлены краткие сведения о строительстве дорог и указаны имена начальников дирекций П.П.Мельникова и Н.О.Крафта, а так же других выдающихся строителей дороги. Средства на строительство церкви частично были выделены самим П.П.Мельниковым. Известно, например, что иконостас его подарок.
Храм построен по проекту К.А.Тона. Этот замечательный русский архитектор учился в Петербургской Академии художеств у А.Н.Воронихина. К.А.Тон является создателем знаменитых сооружений: храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлёвского дворца и оружейной палаты в Кремле, Николаевского (Ленинградского) вокзала в Москве и Николаевского (Московского) вокзала в Петербурге.
Последние годы жизни П.П.Мельников провёл в Любани и перед смертью просил похоронить его в церкви. Что и было исполнено в 1880 году. Издана на Руси было принято хоронить в храмах самых достойных своих сыновей, так как нет места более святого и близкого русскому человеку, чем храм Божий. Мельникова погребли в некрополе под алтарём. 1954 году в год 750-летия со дня рождения, его прах перенесли в сквер у здания вокзала. В 1955 году был установлен бронзовый памятник - бюст П.П.Мельникова работы скульптора Епифанова. На постаменте высечены слова: "Мельников П.П. 1804-1880. Автор проекта и строитель Петрбурско-Московской железной дороге, основоположник отечественной железнодорожной науки".
Здесь же у церкви захоронены и другие известные люди Любани. В 1869году погребён один из первых геодезистов и топографов А.П.Болотов, М.Ю.Фёдорова -директор Любанской школы для железнодорожников, создательница первой на железной дороге бесплатной библиотеки. Так же за церковной оградой находятся могилы А.Серебрякова (одного из руководителей дороги), священника В.Окунева и многих других людей, о которых мы ещё мало знаем.
В годы Советской власти церковь была закрыта, обветшала, во время Великой Отечественной войны в период боёв за Любань была разрушена, и только с 1989 года началось её восстановление.
Сегодня - это действующий храм и единственная железнодорожная церковь в России, которая своей прекрасной архитектурой украшает город.
С годами население Любани росло и уже к середине 19 века она становится волосным центром Новгородского уезда. По числу дворов Любань занимала второе место в волости, а численность всего населения волости составляла более шести тысяч человек. В Любанской волости была уже не одна школа, а в 1868 году здесь была построена первая железнодорожная школа.
Было построено каменное здание вокзала, расположенное на островной системе, то есть между главными путями. Напротив вокзала поднялось здание паровозного депо, при котором имелись мастерские по ремонту подвижного состава, пассажирская платформа была укрыта от солнца и дождя крышей.
Живописная природа Любани, её равнинная поверхность, красота долины небольшой речки Тигода и пологая возвышенность в Северо-восточной части города делают Любань в 19 веке излюбленным местом отдыха многих петербуржцев. В 1840-1850 гг. в имении Горка жил и работал замечательный русский учёный-геодезист Алексей Павлович Болотов.
Родился Болотов в1803 году, получил домашнее образование. В1820 он оканчивает Московское училище колонновожатых и получает офицерский чин. А.П.Болотов участвует в сражениях русско-турецкой войны, в переходе через Балканы. В 1829 году по состоянию здоровья он возвращается в Петербург и становится профессором Петербургской военной академии, где преподавал геодезию и топографию. Его книга "Геодезия или Руководство к исследованию общего вида земли, построению карт и производству тригонометрических и топографических съёмок и нивелировок", выходит в свет в 1836 году национальным, русским учебником по геодезии, которым и сегодня пользуются курсанты военных топографических училищ. Умер А.П.Болотов в Марселе во Франции, но прах его перевезён в Любань, где и покоится до сегодняшнего дня в семейном некрополе у здания церкви. С Любанью связано и известное имя Н.Г.Чернышевского. Летом 1860 года с мая по август он жил и работал в Любани над составлением примечания к труду английского экономиста Д.С.Милля.С Любанью связаны имена таких русских художников, как А.П.Боголюбов, В.В.Матэ, А.П.Рябушкин.
А.П.Боголюбов родился в 1824 году в селе Померанье, в пяти верстах от Любани, в семье ветерана Отечественной войны 1812 года. Его матерью была Ф.А.Радищева - дочь А.Н.Радищева. А.П.Боголюбов закончил академию художеств с золотой медалью, после этого он находился в трёхлетней заграничной командировке и по возращению был назначен художником главного морского штаба. Картины и этюды А.П.Боголюбов можно увидеть в Третьяковской галереи, Русском музее, Саратовском художественном музее имени Радищева, который создал на свои средства А.П.Боголюбов. Он посвятил деду много своих картин, самая известная из них "Радищевская усадьба".
Земляком А.П.Боголюбова был и известный художник-гравёр В.В.Матэ. Он родился в 1856 году в небольшом имении своего отца в окрестностях Любани.
В 1875 году В.В.Мате поступает в граверный класс Академии художеств. Весной 1880 года едет за заграницу в Париж, где овладевает искусством резцовой гравюры офортом. Возвратившись в Россию, избирается академиком Академии художеств. И до конца своей жизни В.В.Мате был предан не легкому искусству художника - гравера.
17 лет с 1887 года по 1904 в 20 верстах от Любани, в усадьбе И.Ф.Тюменева "Приволье" у села Доброе прожил художник А.П.Рябушкин. Холмистые просторы, прорезанные маленькой речушкой Кародынькой гостеприимство хозяина усадьбы Тюменева, а так же прекрасная легенда о селе Добром, рассказанная художнику местными крестьянами побудили Рябушкина поселиться на Любанской земле. (Легенда гласила: что будто бы здесь на высоком холме, стоял когда- то Петр первый). Восхищенный великолепным пейзажем, воскликнул "Воистину место это доброе!". Отсюда якобы и пошло название села. В коллекции Тюменева, хранилось более 30 работ Рябушкина. Среди них "Парники", "Цветы на лугу", "Цыганки", "Весенняя пашня" и т.д.
Особенно много художник работал над картинами на исторические темы. Среди них такие как "Потешные Петра Первого в кружале", "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате", "Шуба с царского плеча" и т.д. Для своих картин "Едут", "Вышел парень в хоровод", "Боярышня VIII века" Рябушкин использовал образы местных крестьян. Умер 1904 году и был похоронен в селе Добром на местном кладбище. 1957 году прах был перенесён на Любанское городское кладбище. Картины Рябушкина можно увидеть в Третьяковской галереи в Москве и Русском музеи в Петербурге.
В разное время на Любанской земле жили писатели Н.К.Михайловский и П.В.Засодимский, экономист В.В.Бервивлеровский.
В первой половине 1917 года в жизни Любанцев произошло важное событие. Постановлением временного правительства от 3 июня 1917 года поселок Любань - горка Новгородского уезда был переименован в город. Уже в 1923 году в городе открылся первый государственный магазин, в городе работали несколько начальных школ, коммерческое училище, две библиотеки, кинотеатр. В это время Любань была районным центром Новгородской области. После нового административно - территориального деления с первого августа 1927 года Любань вошла в состав Ленинградской области и осталась районным центром. В Любанский район входили тогда несколько бывших волостей - Любанская, Марьинская, Пельгорская, Апраксинская и селения Померанье, Доброе село. Численность населения района была около 30 тысяч. В самой Любани проживало 4 тысячи человек. 1925 году созданы первые колхозы "Рассвет" и "Восход".
С жизнью. Города связано еще одно имя интересного человека, талантливого советского ученого Бориса Васильевича Нумерова, известного в научных кругах научного мира. В течение 14 лет с 1922 по 36 год Нумеров часто бывал в Любани, здесь работал и отдыхал. Б.В.Нумеров один их лучших специалистов в области небесной механики, автор более 250 научных трудов, получивших широкое международное признание член корреспондент Академии наук и вице-президент международного астрономического союза. В память о выдающемся ученом одна из звезд солнечной систем названа в его честь "Нумеровия", невидимая сторона имеет кратер "Нумеров".

следующая

 
   
Design by Andrey A.Sidelnicov © 2001-2005 www.uguide.ru